лихачев земля родная о чем
Краткое содержание Д.С. Лихачев «Земля родная»
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев известен как культуролог и искусствовед, а также филолог с огромным количеством работ, связанных с историей русской и древнерусской литературы. На протяжении всей своей долгой жизни и трудовой деятельности Д.С. Лихачев был ярым защитником духовности и культуры. Он является автором многих интересных трудов, но его произведение «Земля родная» представляет особый интерес для тех, кто стоит на пороге нравственного взросления.
Очень краткий пересказ
«Земля родная» — это некий очерк, размышления автора о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности свои делом.
Академик Дмитрий Лихачев – автор книги «Земля родная»
Особое внимание читателя Лихачев направляет на такое качество, как интеллигентность. По его мнению, оно должно присутствовать в каждом человеке, даже если он имеет самую простую специальность. Интеллигентность заключается в простоте общения, достоинстве, доброте, спокойствии.
Важно правильно относиться к речи. Грамотная речь – ключ к успешному взаимодействию между людьми. Ее можно развивать ежедневно, читая книги, в которых собрана вся мудрость нашего народа.
Огромное влияние на все последующие годы жизни оказывает то, как человек привык относиться к старшему поколению, его накопленному опыту и знаниям. С ранних лет человек должен привыкать к тому, что он обязан заботиться о том, чего было достигнуто до его появления на свет, а став зрелым человеком, важно сохранить это и приумножить.
Посыл Лихачева к молодому поколению в некоторой степени уникален: автор пишет не в форме нравоучений, он размышляет о том, что молодость – это некий фундамент для всей дальнейшей жизни. От того, как человек проживет молодые годы, зависит его дальнейшее благополучие, а также качество жизни его потомков.
Для каждого важно как можно раньше понять, к чему нужно стремиться. Следует стараться приносить людям, которые нас окружают, радость и добро, служить своей земле, месту, где родился и вырос, а также заботиться о старшем поколении и воспитывать лучшие качества в своих детях.
Это краткое содержание произведения академика Лихачева «Земля родная», далее последует более подробный пересказ.
Краткое содержание
Книга «Земля родная» является одним из многих трудов Дмитрия Лихачева. Он не считал себя писателем, однако его книги, очерки и огромное количество статей переведены на многие языки мира. Автор был довольно эрудированным, талантливым и трудолюбивым человеком. Особенно он запомнился тем, что мог говорить о сложных, серьезных вещах самым простым, доходчивым языком. Любые важные, многогранные вопросы он призывал решать со стороны нравственности и честности.
Произведение «Земля родная» написано легким, простым языком. Далее читайте краткое содержание по разделам.
Слово к молодым
Автор ненавязчиво призывает молодых людей стремиться к культуре, рассуждая, как важно читать русскую литературу, интересоваться искусством. Большое значение Лихачев придает интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу.
По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Теперь основная задача молодых – сохранить и приумножить все достояние, передать будущему поколению.
Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.
Заметки о русском
Дмитрий Лихачев много размышлял об истинно русских качествах в наших людях. Он замечал характерные черты русского человека – глубину души, приветливость, сердечность. Писал он и о храбрости, некой русской удали в мужчинах.
Образование и самообразование для автора — это то, чем каждый человек должен быть озабочен на протяжении жизни. Необразованность и невежество не может быть естественным состоянием человека. Каждый обязан по мере возможности развиваться, достигать совершенства в своем деле.
Лихачев считал, что образовываться нужно и в отношении культуры. Живопись, литература, музыка – то, что поможет лучше познать прошлое, а значит, позволит построить стабильное будущее.
Экология культуры
Что мы называет экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи. Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле.
Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Хороший пример – строительство Великого Новгорода и других древнерусских городов. При планировке города учитывались виды, которые открывались из окон домов. Такая планировка создавала ощущение свободы и простора.
Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.
Новгород Великий
Когда-то Великий Новгород был крупным торговым городом, портом, самостоятельной республикой. Им управляла власть в виде аристократии, купечества и народного вече. В городе было множество творческих людей, которые формировали искусство. Сегодня, по найденным берестяным грамотам, доподлинно известно, что большинство жителей были грамотными.
Восхищает и то, что проживающие в Великом Новгороде люди обладали высокой дисциплиной. Это отображалось в разных областях, в том числе и благоустройстве – все здания, включая церкви, построены с большим мастерством.
После присоединения к Московской Руси Новгород потерял свою независимость, но сохранил культуру.
Древнерусская культура и современность
Во время блокады Ленинграда Лихачев был занят написанием брошюры об обороне древнерусских городов, замечая, как с новыми и страшными обстоятельствами возвращаются в обиход блокадников старые, казалось, давно забытые слова и понятия.
Автор, описывая тяжелый женский труд в годы войны, рассказывает о значении плача при прощании с умершими и погибшими. Плач — своего рода некое осмысление случившегося горя. Недаром в русской литературы так много стихов в форме плача.
Наша литература не всегда находила понимание в мире. Это связано с непониманием русского, славянского фольклора, поскольку там много обрядовой поэзии. Однако она представляет огромную ценность, позволяя опираться в сложных случаях на культурное наследие.
Основная идея произведения
Книга написана в форме размышлений автора о наиважнейших вещах для каждого человека. Лихачев ставит жизненные вопросы и отвечает на них, рассматривая их через призму нравственности, доброты, порядочности. Он рассуждает об огромном влиянии на каждого человека искусства, поэзии, литературы, а также о важности связи поколений и патриотизма.
Краткое содержание «Земля родная»
Всего получено оценок: 285.
О произведении
Книга «Земля родная» Лихачёва, написанная в 1983 году, представляет собой публицистический труд, посвящённый анализу истории Древней Руси. Кроме того, автор выражает собственную позицию относительно воспитания, образования человека, патриотизма, роли искусства в развитии общества.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Земля родная» по главам. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 7 классе.
Главные герои
Краткое содержание
Слово к молодым
Автор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, стремится поделиться с молодёжью тем, что « каждому человеку, вступающему в большую жизнь, надо твёрдо осознать ». Он призывает не бояться ставить большие цели и добиваться их, будь то личностные цели (стать хорошим врачом) или надличностные (приносить пользу людям).
Академик не сомневается, что « надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь » — тогда вклад человека в эту жизнь будет по-настоящему ощутимым.
Большое значение в жизни каждого человека играет любовь. Поначалу это любовь к своей семье, друзьям, одноклассникам. Затем приходит « любовь к своему народу, к своей стране » как наивысшая форма этого чувства. Но нужно понимать разницу между патриотизмом и национализмом: « патриотизм — это любовь к своему народу. Национализм — это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам ». Только искренне полюбив свою родину, можно понять другие народы, освоить их культурные достижения.
Одним из условий счастливой жизни автор считает интеллигентность — « способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям ». Интеллигентный человек — не обязательно образованный и эрудированный, но непременно тот, кто с уважением относится к другим людям, к окружающей природе, способен к саморазвитию. Автор уверен, что « социальный долг человека — быть интеллигентным ».
О своей репутации нужно помнить с юных лет и всячески беречь её, так как изменить её будет совсем непросто — на это могут уйти годы. Молодость — важный этап в жизни каждого человека, когда формируется окружение, жизненные ценности. Лихачёв призывает хранить « молодость до глубокой старости ».
Академик не сомневается, что русский язык — « один из совершеннейших языков мира, язык развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию ». То, как человек говорит на родном языке, характеризует уровень его интеллекта, нравственный облик, характер. Чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли, нужно много читать, желательно классическую литературу.
Заметки о русском
Автор делает акцент на том, что русский человек по своей природе свободолюбивый, храбрый, мудрый — недаром в русском фольклоре встречается столько былин, посвящённых ратным подвигам богатырей.
Характер русского человека тесно связан с природой, с той местностью, в которой он живёт. Преобладающие равнинные пейзажи сформировали народ с широкой, хлебосольный душой.
В Древней Руси города строились так, что они не противостояли природе, а, напротив, гармонично вписывались в ландшафты. Таким образом славяне отдавали дань кормилице-природе.
Русские художники видели и тонко чувствовали красоту родного края и могли передавать её переменчивую прелесть на полотнах. Русская пейзажная живопись богата на картины, посвящённые « временам года; осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее ». Особой силой обладает и парковая культура, которая сродни искусству.
Экология культуры
В любом социуме огромное значение имеет « воспитание любви к родному краю, к родной культуре ». Нужно всё время помнить, что человек напрямую зависит от окружающей среды, и её загрязнение может привести к непоправимым последствиям, вплоть до гибели всего человечества. Однако понятие «экология» включает в себя защиту не только природы, но и культурной среды.
« Беречь и охранять памятники культуры » — долг каждого человека. В современных русских городах важно сохранять гармоничный баланс старины и нового. Если ущерб, причинённый окружающей среде, можно постараться исправить, то потеря памятников культуры — невосполнимая утрата для нации.
Новгород Великий
Во времена Древней Руси одним из самых крупных и могущественных городов был Новгород. Он имел важное стратегическое значение, поскольку « целое тысячелетие был портом четырёх морей »: Чёрного, Балтийского, Белого и Каспийского.
Это был по-настоящему великий город с богатой культурой и традициями. Местные жители в большинстве своём были грамотны, независимо от социального положения и пола. Несмотря на то, что Новгород был открыт для многих других городов, в том числе и западных, он смог противостоять их культурному влиянию и сохранить самобытность. Особенно это было заметно по архитектуре. По своему благоустройству Новгород превосходил многие европейские столицы. Самым высоким зданием был собор Святой Софии.
Расцвет Новгорода пришёлся на середину XIV века. Эта была эпоха развития литературы и изобразительного искусства, в частности фресковой живописи.
Даже после присоединения к Московской Руси Новгород не утратил свою индивидуальность.
Древнерусская литература и современность
В этой главе автор вспоминает блокадный Ленинград, в котором вместе с археологом М. А. Тихановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси. Он замечает, что « война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение ».
Большую роль в защите города сыграли женщины, которые самоотверженно строили укрепления, спасали раненых, отдавали свои жизни ради защиты города. В этот период по-новому зазвучали « русские женские плачи », которые служили для изъявления чувств и осмысления совершившегося.
Русская литература является одной из самых древних в Европе, однако « художественная ценность древнерусской литературы ещё до сих пор по-настоящему не определена ». Далеко не всегда она находила понимание в мире, но связано это с особенностью славянского фольклора, в котором центральное место занимает обрядовая поэзия.
Мир на Куликовом поле
Автор предлагает обратить внимание на важное событие в русской истории — Куликовскую битву, вызвавшую большое « количество монументальных и одновременно столь лирических литературных откликов ».
Победа в Куликовской битве положила конец закрепощению Древней Руси, и потому она имеет столь большое историческое значение.
Слово о Киеве
Вещий Олег, великий киевский князь, провозгласил Киев столицей « всей Русской земли — от Ладоги и Новгорода на севере и Полоцка на северо-востоке до Тмутаракани на Чёрном море, от Карпат на западе до Волги на востоке ». С этого момента началось единение Руси, и в этом процессе большую роль сыграли язык, фольклор и искусство.
Прошлое должно служить современности!
Народности Древней Руси, столь общие по своему языку, ведению быта, ментальности, оказались столь крепко связаны друг с другом, что даже после ордынских набегов и политики разъединения продолжают оставаться братскими. Причиной этого единства является общее прошлое, которое должно быть сохранено и бережно передано последующим поколениям.
Заключение
На основе анализа истории родного края автор выдвигает фундаментальные правила, на которых должно строиться любое гармоничное общество. Только благодаря неразрывной связи прошлого и настоящего можно формировать счастливое будущее.
После ознакомления с кратким пересказом «Земля родная» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по книге
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Земля родная» Дмитрия Лихачева — краткое содержание
Знаменитый советский и российский историк Дмитрий Лихачев известен многочисленными трудами, в которых он рассуждает о нашей стране с разных точек зрения. «Земля родная» — это одно из его произведений, в котором он обращается к читателям с размышлениями о разных сторонах жизни в России.
Тем, кто хочет познакомиться с этой книгой быстрее, будет полезным прочитать краткое содержание «Земля родная». В нем представлены основные мысли произведения и обзор на авторские рассуждения. Тем же, кто захочет глубже погрузиться в то, как автор видит свою страну и мир в целом, рекомендуем ознакомиться с полным текстом «Земля родная». Произведение достаточно большое и может быть сложным для восприятия. Вместе с его чтением необходимо думать, анализировать, часто отвлекаться на то, чтобы осмыслить тот или иной тезис. Однако такие размышления очень полезны для развития человеческой личности – вместе с ними человек начинает понимать, кто он, и какое место он занимает в этом мире.
О чем это произведение?
В своем произведении Дмитрий Лихачев размышляет о Родине с разных точек зрения. Он рассуждает о патриотизме, о вечных ценностях и о чувствах людей. Наибольшее внимание он уделяет истории таких городов, как Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и Великий Новгород.
Большую значимость в «Земле родной» получила тема любви. Дмитрий Лихачев считает, что она – начало всего хорошего и важного в жизни, и с этой мыслью обращается к читателям (особенно к молодому поколению, которое еще не определилось со своими ценностями).
Пересказ цикла Земля родная кратко по главам
Произведение Дмитрия Лихачева имеет четкую структуру. Оно разбито на главы, каждая из которых посвящена определенному рассуждению, однако все они объединены единой темой – Родиной и любви к ней.
Ниже представлен краткий обзор на содержание пяти глав из размышлений Д. Лихачева «Земля родная». Помимо них, в книгу также входят главы «Мир на Куликовом поле» (в ней автор говорит о том, как Куликовская битва отразилась на культуре нашей страны) и «Слово о Киеве» (в ней рассказывает о роли столицы Киевской Руси в формировании национальной культуры сразу нескольких народов).
Слово к молодым
Это обращение знаменитого историка к младшему поколению, только начинающему свой жизненный путь. Дмитрий Лихачев рассуждает о таких понятиях, как патриотизм, интеллигентность, призвание человека.
Согласно авторской позиции, человек может найти истинное счастье в патриотизме (любви к своей Родине). Но для того, чтобы его постичь, необходимо обратиться к своим корням, изучать историю и культуру родной страны.
Как раз это изучение поможет человек стать более интеллигентным. Причем под этим определением понимается не только уровень интеллекта и эрудиции, но и само отношение к миру. Нельзя назвать интеллигентным человека умного, но грубого, невоспитанного и ведущего недостойный образ жизни.
Также в этой главе автор рассуждает о том, насколько ценными для нас являются юные годы. Именно в этот период жизни мы находим настоящих друзей, обретаем ценности и определяем наш дальнейший жизненный путь. И для того, чтобы сделать это правильно, необходимо с любовью и уважением относиться ко все окружающим и ко всему миру в целом.
Данный обзор произведения Д. Лихачева «Земля родная» — краткое содержание нескольких глав из его размышлений. Для того, чтобы подробнее ознакомиться с авторской позицией и его обращением к молодому поколению, рекомендуется прочитать полный текст.
Заметки о русском
«О русском» в данной главе – это рассуждение о русском человеке, его душевных качествах и особенностях менталитета.
Дмитрий Лихачев отмечает, что для русских людей на протяжении истории были характерны следующие качества – приветливость, широта души, любовь к воле (именно к ней, а не просто к свободе), храбрость и приверженность семейным ценностям. При этом и в Россию, как и во многие другие страны, за время истории проникли и порочные качества. Среди них – невежество или «полузнайство» (неполные или искаженные знания о тех или иных предметах и явлениях).
Автор «Земли родной» считает эти качества почти что болезнями. Он отмечает, что они противоестественны, и каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать более образованным и интеллигентным. Тем более что сейчас, в условиях современной цивилизации, у него для этого есть куда больше возможностей, чем у наших предков. Если обратиться к тому времени, когда в России было крепостное право, то мы можем увидеть, что у большей части русского населения просто не было возможностей учиться, так как это было невыгодно их хозяев (а в некоторых случаях – даже запрещено). Сейчас же мы все свободны и вольны сами выбирать, быть ли нам интеллигентными людьми или нет.
Экология культуры
В данной главе Дмитрий Лихачев обращается к вопросу градостроительства в различных русских городах. Особенное внимание он уделяет тому, как развивалась и менялась эта практика в различные периоды истории России.
Для примера он рассматривает Великий Новгород. Этот город отстраивали еще во времена Киевской Руси (впервые он упоминается в 859-ом году). Тогда при строительстве придавали особенное значение тому, какой вид будет открываться из окон домов.
Сейчас же, в условиях современной цивилизации, приоритеты городских жителей поменялись. Однако Дмитрий Лихачев обращает особенное внимание на то, как важно в нынешнем градостроительстве сохранять историческое наследие. Памятники прошлого очень важны для нашей культуры и национального самосознания, и их утрата невосполнима.
Однако долгое время мы относились к этому несерьезно, и многие исторические рукописи, фрески и другие предметы были безвозвратно утеряны. Мы должны препятствовать этому, ведь если мы теряем наше наследие, то мы теряем и нашу страну в целом.
В конце этой главы Дмитрий Лихачев выражает надежду, что Древнерусская культура продолжит входить в моду, и люди начнут более ответственно подходить к памятникам своей же истории.
Новгород Великий
В этой главе автор обращается к культуре одного из самых древних городов нашей страны – Великого Новгорода. Он рассказывает о его истории и развитии.
Еще раз отметим, что пересказ «Земля родная» содержит лишь краткий обзор на размышления Дмитрия Лихачева о разных сторонах национальной культуры и истории России. Более подробно с его рассуждениями о обращениями следует ознакомиться при прочтении полного текста.
На момент своего основания Великий Новгород был очень крупным городом, в то время как большую часть Руси занимали маленькие сельские поселения. Он служил портом и пристанищем для аристократов и купцов, в нем всегда кипела жизнь. В нем же активно развивалась российская культура, соревнуясь с европейской и сохраняя своеобразие. Дмитрий Лихачев отмечает, что новгородское искусство, конкурировавшее с европейским, наибольшим образом отражало национальное достоинство нашей страны.
После присоединения к Московской Руси Великий Новгород не потерял своего культурного значения. Город уважали во всей стране – и князья, и обычные жители. В современных же условиях он считается одним из культурных центров России – отправившись туда, можно углубиться в историю и поближе узнать о национальных особенностях своих предков.
Древнерусская литература и современность
Дмитрий Лихачев здесь рассуждает и о женском труде. В Ленинграде оставались практически одни женщины, разного возраста – совсем еще юные девочки, жены ушедших на фронт, их престарелые матери. Благодаря ним город держался, как при Древней Руси города осажденные города держались на оставшихся в них женщинах. И подвиг так называемого «слабого пола» ничуть не меньший, чем тех мужчин, которые сражались на передовой – с фашистами в 1940-ых годах или с завоевателями в разные периоды российской истории.
Земля родная (Лихачёв)
Содержание
Слово к молодым [ ред. ]
Профессор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о патриотизме и призвании, интеллигентности и культуре, чтении и памяти. Автор считает, что каждый человек должен иметь большую личностную цель и быть увлечённым своей профессией. Дело, которым мы занимаемся, должно приносить радость, быть призванием.
Настоящее счастье человеку приносит патриотизм. Любовь к своему народу начинается с изучения его прошлого. Автор любит Древнюю Русь и восхищается её письменностью и искусством. Изучение древнерусской истории может духовно обогатить нас и подсказать много нового.
Автор рассуждает об интеллигентности, которая проявляется в уважении к родителям, в умении незаметно помочь ближнему, в повседневном поведении человека. Выражается интеллигентность и в умении человека не быть смешным, вести себя с достоинством.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.
Поведение человека соответствует его цели. Если цель большая и мудрая, то достойны и средства, которыми она достигается.
Свой характер и лучших друзей человек приобретает в юности. Именно друзья детства облегчают нам взрослую жизнь.
Автор считает самой большой ценностью язык народа. Русский язык — один из самых богатых в мире. Признак культурного человека — не только умение хорошо писать на родном языке, но и знание классической литературы.
Автор призывает возвышать друг друга, пробуждая в окружающих их лучшие черты и не замечая недостатков. Особенно это касается стариков, которым внимание помогает скрасить последние годы. Старики лучше помнят прошлое, а ведь память — это преодоление времени и смерти. Память о старом помогает лучше понять новое. Настоящее возникло из истории.
Заметки о русском [ ред. ]
Автор замечает, что самые «русские черты» характера — жалость, приветливость. Понятие воли для русских отражается в широких пространствах, а тоска ассоциируется с теснотой. Русская храбрость — это удаль, широкая, удалая смелость.
С XII века человеческая культура противопоставляется природе. По Жан Жаку Руссо, «естественный человек» близок к природе и поэтому необразован. Так же считал и Лев Толстой, противопоставляя крестьянство интеллигенции.
По мнению автора, образованность и интеллигентность — естественные состояния человека, а невежество ненормально и противоестественно. У природы есть своя культура.
Невежество или полузнайство — это почти болезнь.
Человеческая культура смягчила резкость русского пейзажа, а природа сгладила все нарушения равновесия, допущенные человеком.
Русская пейзажная живопись посвящена в основном временам года, явлениям природы и человеку в природе. Природу каждой страны формировала культура живущего в ней народа, а в садах и парках природа «очеловечена» и сродни искусству.
Отношение к прошлому бывает двух родов: как к зрелищу, и как к памятнику прошлого. Автор — сторонник второго рода отношения. Культура — это тот же парк, где облагороженная природа слита с искусством. Всю прелесть русской природы открыл для нас Пушкин, которого Достоевский считал идеалом русского человека.
Мерить культуру нужно по национальному идеалу, созданному народом, который уводит от душевной скупости, узости и мещанства, от мстительности и национализма. Этот идеал существовал и в Древней Руси.
Экология культуры [ ред. ]
Экологией культуры автор считает градостроительство, основанное на изучении истории развития городов. В качестве примера он рассматривает строительство древнерусских городов, в частности, Великого Новгорода. При его строительстве обращалось внимание на виды, открывающиеся из домов. Планировка Новгорода создавала ощущение простора.
Для экологии культуры важны памятники прошлого, ведь если природа может залечить раны, нанесённые человеком или стихией, то потеря памятников — старинных зданий, монументов, рукописей, фресок — невосполнима.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
К сожалению, их система хранения в России организована плохо. Многие рукописи и фрески потеряны или загублены неумелой реставрацией, но немало сохранено и даже издано в «Библиотеке всемирной литературы».
Автора радует, что древнерусская культура начала входить в моду, но огорчают во многом уродливые формы, которые принимает это явление. Однако он надеется, что люди увидят красоту, которая таится в культуре Древней Руси.
Новгород Великий [ ред. ]
Великий Новгород, огромный по тем временам город, был портом четырёх морей и являлся независимой республикой. Управляла им феодальная аристократия и купечество, а народ мог свободно высказать своё мнение на новгородском вече.
Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию, поэтому в него стекались знаменитые зодчие, иконописцы, переводчики, которые и формировали новгородское искусство. Найденные учёными берестяные грамоты XIII—XIV веков свидетельствуют, что практически все новгородцы были грамотными.
Новгородское искусство, воспитанное в атмосфере свободного соревнования с европейскими художественными школами, — одно из самых национально-русских и одно из самых своеобразных.
Сильна была в Новгороде и градостроительная дисциплина — все здание в центре города не превышали высотой Святую Софию. Благоустройство города превосходило многие европейские столицы, а многочисленные церкви были построены с большим мастерством.
Ренессанса в Древней Руси не было, поэтому расцвет новгородского искусства пришёлся на XIV век — время Предренессанса. Эта эпоха обогатила живопись и литературу Руси.
Присоединившись к Московской Руси, Новгород сохранил свою культуру. Хотя он и потерял свою независимость, московские князья всегда относились к Новгороду уважительно и пользовались его культурными богатствами. С этого момента новгородская культура приобрела общенациональные черты и мировое значение.
Древнерусская литература и современность [ ред. ]
Автор вспоминает блокадный Ленинград. Во время блокады он в соавторстве с археологом М. А. Тихановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси. Автор заметил, что война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение.
В Ленинграде, как и в осаждённых городах Древней Руси, использовался женский труд. Женщины строили укрепления, выхаживали раненых и оплакивали погибших. И в древнерусской, и в современной литературе много женских стихов-плачей.
Русские женские плачи — необыкновенное явление. Они не только изъявление чувств — они осмысление совершившегося.
Автор обращается к теме истории культуры, которая не только фиксирует изменения, но и открывает новое в старом, накапливает культурные ценности. Изучение и оценка культуры прошлого позволяет людям опереться на культурное наследие.
Мировая культура расширялась неравномерно, она встречала непонимание и враждебность и потеряла множество ценнейших памятников. До XX века литература Древней Руси не признавалась в мировом масштабе. Не оценена она и до сих пор, поскольку в ней нет ни Данте, ни Шекспира. Древнерусская литература плотно связана с историей, фольклором, обрядовой поэзией, но от этого она не становится менее ценной.
Автор описывает историю русской литературы начиная с X века, когда из Болгарии на Русь пришла письменность. Затем он обращается к труду библиографа, которым стал, утратив личную библиотеку.
Автор вспоминает цикл стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом», после чего углубляется в историю великого сражения, освободившего русичей от монголо-татарского ига. Это освобождение повлекло за собой подъём древнерусской культуры. Автор отмечает и роль Киевской Руси в развитии русской культуры и единства. Он считает, что мы должны быть благодарными сыновьями великой матери — Древней Руси.