литография что это простыми словами
Значение слова «литография»
1. Старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.
2. Полученный таким способом оттиск. Художественная литография.
3. Предприятие или цех, где печатают таким способом.
[От греч. λίθος — камень и γράφω — пишу]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Под литографией понимают:
вид эстампа, основанный на технике плоской печати;
способ плоской печати;
разновидность типографии, основанную на этом способе печати;
произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
ЛИТОГРА’ФИЯ, и, ж. [от греч. lithos — камень и grapho — пишу]. 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
литогра́фия
1. способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок ◆ Тимм до тонкости освоил искусство литографии, и множество рисунков из этого журнала, представленных ныне на выставке, было исполнено на камне им самим. Л.М. Тарасов, «Страницы истории русской графики», 1952 г. (цитата из НКРЯ)
2. полученный таким способом оттиск ◆ Полковник рассматривал литографию, изображающую какую-то битву русских с турками в 1829 году; я рассматривал полковника: я был довольнее своею картиной. А. А. Бестужев-Марлинский, «Вадимов», 1834 г. (цитата из НКРЯ)
3. предприятие или цех, где печатают таким способом ◆ Либович брался за любую работу: был резчиком, починял велосипеды, приготовлял фейерверки, служил в литографии, в меняльной конторе и даже преподавал кому-то «немецкое чистописание». Осип Дымов, «Богоискатель», 1913 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сокрыться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Литография — разновидность графики и шедевр искусства
Литография — это вид графики, основанный на технике плоской печати. Наименование термина происходит от двух греческих слов «литос» — «камень» и «графо» — «пишу». Литографией также принято называть саму технику печати и произведение искусства, созданное на ее основе.
Особенности литографии
Литография, как и гравюра, представляет собой разновидность эстампа (оттиска на бумаге с печатной матрицы). Оба варианта широко используются в искусстве, но между ними есть принципиальное технологическое отличие. Художественные гравюры создают с использованием рельефных матриц (досок), а литографические шедевры — с помощью плоских печатных форм.
Литография как способ тиражирования изображений основана на химическом процессе травления твердой каменной поверхности кислотами. Художник рисует на печатной форме изображение специальным инструментом (литографическим карандашом, тушью или кистью). Затем камень обрабатывают раствором кислот, которые вступают в реакцию с остатками красящего вещества на прорисованных участках и образуют тонкий слой соли. Далее мастер удаляет с формы излишки кислоты скипидаром и наносит на камень типографскую краску. Она задерживается на поверхности камня в местах с прорисованными ранее изображениями. Так создается заготовка для будущего оттиска. Печать осуществляется под давлением на специальном станке-прессе.
Виды литографии
Постепенно, с развитием полиграфических технологий, появилось большое количество видов литографии. Среди них наиболее известны:
По сравнению с другими видами графики у литографии есть очевидные преимущества:
История развития литографии
В отличие от гравюры, которую изобрели еще в XV веке, история литографии насчитывает немногим более 200 лет. В 1796 году Алоизий Зенефельдер (Johann Alois Senefelder) в Мюнхене в собственной небольшой типографии случайно открыл новую технику. Он же спустя 10 лет создал первую литографическую мастерскую. Новый вид полиграфии быстро завоевал популярность благодаря низкой себестоимости производства по сравнению с офортной печатью.
Изначально ее использовали в книгопечатании для создания монохромных иллюстраций высокого качества. Чтобы сделать цветное изображение, иллюстраторам приходилось вручную раскрашивать оттиски акварелью.
В начале 30-х годов XIX столетия во Франции была изобретена техника многоцветной плоской печати — хромолитография. С этого времени значительно возрос интерес к ней со стороны профессиональных художников. А технологию начали массово применять для создания:
К классической литографической технике обращались многие выдающиеся живописцы того времени:
Во второй половине XIX века литографию часто использовали в своем творчестве известные импрессионисты:
К концу XIX века новое дыхание в развитие популярного вида графики вдохнул основатель современного постера Жюль Шере (Jules Chéret). В своей мастерской он усовершенствовал технологию плоской печати и научился делать с одного камня одновременно два оттиска разными красками. В то время поражал своим умением рисования афиш гениальный Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), творили и другие мастера плаката:
В ХХ веке литография с развитием новых средств живописи, появлением революционных стилей и направлений постепенно утрачивает популярность среди художников. Но к ней периодически обращались в своем творчестве выдающиеся личности в сфере искусства:
В наши дни художники редко используют традиционную литографическую технику для создания произведений. Большинство современных мастеров отдают предпочтение более простым в исполнении средствам живописи и графики в своем творчестве.
Портал Very Important Lot предоставляет посетителям из любого уголка мира уникальную возможность принять участие в онлайн-аукционах, чтобы приобрести шедевры мировой культуры. На сайте также можно напрямую купить картины современных художников.
Литография что это простыми словами
Принцип работы заключен в самом названии — с греческого оно переводится как «рисую на камне». Так как изображение не прорезается и печатная поверхность не имеет рельефа, то технику литографии относят к «плоской печати». На тщательно отшлифованном камне особой породы известняка голубоватого, желтоватого или серого цвета рисуется изображение — специальным жирным карандашом, пером или кистью. Затем поверхность камня протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислотой, при этом рисунок остается непротравленным, так как кислота не действует на жир. Потом на увлажненный камень наносят жирную типографскую краску — она закрепляется только на рисунке, буквально повторив его, и не пристанет к протравленным поверхностям камня. После этого камень закрепляют в станке и делают оттиск.
Литографию, которую художник делает сам от начала до конца, не отдавая свой рисунок в работу репродукционисту, называется автолитографией (греч. autos — сам, самостоятельный). В конце XIX в. родилась техника цветной литографии — хромолитография (от греч. chromos — цвет) с нескольких камней или пластин ( т. е. смешанные цвета получается за счет наложения красок трех основных цветов одна на другую).
Литография — одна из самых распространенных гравировальных техник. Ее почти случайно в 1796 г. изобрел актер, драматург и музыкант из Богемии Алоизиус Зенефельдер, которому был остро необходим быстрый и дешевый способ печатания нот. Однажды он записал счет от прачки жирной тушью на камне и неожиданно обнаружил, что с этого камня можно получать отпечатки. Свое открытие он оценил достойно — в 1806 г. открыл собственную типографию в Мюнхене, а в 1818 г. издал руководство по литографской печати. С этого времени литография фактически завоевала книжный рынок и область печатной графики, потеснив ксилографию. Ее популярность объяснялась и тем, что давно уже была необходима такая печатная графика, которая лучше всего передавала бы карандашный штрих, мазок кисти, но главное — позволяла бы самому художнику делать гравюру, не пользуясь услугами резчиков. Кстати, именно поэтому литографию широко внедрили в книжную печать в XIX в. в странах Ислама, где запрещалось нерукописное
техническое воспроизведение священной книги Корана.
Литография давала художнику полную свободу, но в ней таилась и опасность — потери особенностей графической техники как таковой, превращения в копию рисунка обычным карандашом, сангиной, акварелью и пр. Линейность и четкая контурность не подходят литографии, ибо ее красота и очарование — в шероховатом, бархатистом штрихе, густых или просветляющихся тенях, воздушной сложности пространства. Именно благодаря легкости рисунка ее стали широко использовать для печати плакатов, модных картинок, журнальных иллюстраций, листовок. А за выразительные качества полюбили французские и английские романтики, барбизонцы, импрессионисты и символисты конца XIX века.
В советское время литография также имела своих значительных мастеров. В литографии работали выдающиеся художники-графики В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Купреянов, Е. Чарушин, К. Рудаков, Е. Кибрик, А. Каплан и другие. Экспериментальные литографские мастерские давали широкие возможности для развития и усовершенствования техники.
Во 2-й половине XX в. литография оказывается востребованной представителями неофициального искусства, «второго русского авангарда», концептуалистами, такими, как М. Гробман, И. Макаревич, Д. Плавинский, М. Шемякин и многие другие.
Литография: подробное описание и особенности
Подробное описание и особенности
Литография — это разновидность оттиска на бумаге, которую часто путают с гравюрой. Но между этими направлениями есть принципиальное различие. Для создания литографии используют печатные плоские формы. На гладкую поверхность камня создают оттиск, который переносят на бумаге. Его подвергают особой обработке, благодаря которой удается использовать специальную краску.
Литография получила широкое распространение в XIX веке. Стало возможным сделать много копий одного изображения. В этой технике делали плакаты, афиши и рекламные объявления. Литографии можно было увидеть на страницах газет и журналов.
Изготавливали и цветные изображения. Каждый цвет наносят на отдельный камень. Оттиски мастер делает поочередно. Но он строго следит, чтобы получились плавные переходы оттенков. В современной печати используют пластины из цинка и алюминия, потому что их проще обрабатывать.
История литографии – XIX век
1796 год ценен изобретением нового революционного метода, который господствовал в печатной индустрии в течение всего последующего века и даже позднее. Алоиз Зенефельдер использовал лучший известняк из карьеров Зольнхофена, что в Баварии. Изобретенная им литография сперва позволяла создавать лишь монохромные (одноцветные) оттиски. Но это всё ещё было передовым открытием, так как позволяло художнику использовать традиционные техники, создавая оттиски, которые могли с лёгкостью конкурировать с оригинальными произведениями в плане деталей, тонов и добавление цветовых вариаций.
Изначально единственным способом придания изображению цветности было ручное добавление нескольких мазков акварели художником. После того, как данный способ печатания приобрёл широкую популярность в 1820-е годы, примерно в 1830 году возникла хромолитография (цветная литография), которая привнесла богатство новых цветовых эффектов и впечатление максимальной приближённости к картине. Это был трудоёмкий процесс, часто включающий использование нескольких камней для печатания. Камни необходимо было с большой осторожностью выравнивать так, чтобы все линии и тона совпадали.
Новый метод распространился с молниеносной скоростью, и вскоре репродукции и оттиски известных картин, книжные иллюстрации, яркие ботанические исследования, плакаты, ручные веера, — всё это создавали в форме литографии. Гойя был первым художником, который исследовал возможности данного художественного средства. Вскоре за ним последовали Теодор Жерико и Эжен Делакруа. В попытке изобразить каждую птицу в Северной Америке натуралист и художник Джон Джеймс Одюбон выпустил труд «Птицы Америки», который приобрел огромную популярность, будучи переизданным ограниченным тиражом в виде хромолитографии в 1844 году.
Плакаты Тулуз-Лотрека для Фоли Бержер и Мулен Руж, созданные в 1890-х годах, остаются знаковыми образами декаданса эпохи «конца века». В то же время, элегантные композиции Альфонса Мухи являются воплощением гламура в стиле модерн.
Произведение печати как отдельный вид искусства в XX веке
Расцвет рукотворной литографии пришёлся на1820-1900 годы. Творческий процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием. Развитие издательского дела требовало более доступных по цене средств, и вскоре, чтобы удовлетворить потребностям времени, были изобретены новые техники печатания с форм, изготовленных фотомеханическим способом.
I Мировая война порвала со старым во многих смыслах, и литография стала еще одним явлением, отошедшим в прошлый век. Самый популярный способ печатания скрылся из виду, отходя в свой последний оплот – мастерскую художника. С тех самых пор литография и осталась там, не как экономически рентабельный проект, но как самоцель, ещё одно средство художественного выражения. Марк Шагал, Анри Матисс, Жоан Миро и Пабло Пикассо, — все они исследовали литографию вплотную, открывая новые техники сообразно своим языкам визуального общения.
Цветовые плоскости Матисса составляли контраст более монохромному линейному и несколько грубому литографскому стилю Пикассо, в то время как Мауриц Корнелис Эшер представил на стенах галерей свой герметичный тщательно продуманный сюрреализм. Нельсон Мандела, человек, которого чаще всего ассоциируют с борьбой с апартеидом, важная политическая фигура и филантроп, также обладал творческой жилкой. Его оттиски и литографии в наше время высоко ценятся на рынке, несмотря на некоторую сложность в их распознавании.
Литография, технология создания изображений
Литография появилась много позже гравюры и сразу потеснила ее. Расширившиеся возможности делали изображение более похожей на уникальный рисунок, на написанную художником картину. Отлично сохранившиеся антикварные образцы литографической полиграфии позволяют судить о высоком качестве и художественной ценности изображений и сегодня. Литография, как антиквариат, является интереснейшим и обширным сегментом области старинной графики.
Одной из самых дорогих литографий мира является «Мадонна» Эдварда Мунка 1895 года. В 2010 году ее купили за 1,9 миллионов долларов США.
Камень для литографии.
Щадящее воздействие кислоты на поверхность камня создает пробельные участки, которые отталкивают краску. На контур рисунка, нанесенный жирным инструментов, краска ложится легко. Для литографии используют олифосодержащие краски. Для того, чтобы изготовить цветное литографическое изображение, каждый цветовой слой рисуют на новом камне, отпечатывая затем поочередно на каждом оттиске. Печать производится под давлением на специальном станке.
Визуальные отличия изображения — равномерность распределения краски, сходство литографии с рисунком кистью или пером, при этом отсутствует разнородная толщина краски, которая неизбежна при рисовании от руки.
Литография может изготавливаться с помощью специального камня (лито- камень, лат.) или алюминиевых пластин — альграфия.
В конце 19века литография утратила свое лидерство, как самого современеного метода цветной полиграфии, и была вытеснена фотомеханической печатью. Однако она не ушла в небытие, а переселилась в мастерские художников, которые творили в технике литографии на протяжении нескольких десятилетий. Камней для лиографии касались руки великого Пабло Пикассо, Матисса и Марка Шагала.
Что такое олеография
Методику цветной печати путем оттиска на камне называют олеографией. Технология мало чем отличается от обычной литографии, представляет собой точно такую же совокупность действий, как и плоская печать. Оттиски на бумаге каждого из цветов производятся в строгой последовательности от светлых тонов к темным.
Для каждого цвета подготавливается отдельный литографский камень. Печать каждого цвета наносится поочередно на один лист бумаги. В печатных мастерских за создание и нанесение рисунка на бумагу отвечает художник, обработкой камней занимается подмастерье.
Разновидности литографии
В современном мире литография — это, скорее, методика формирования на специальном материале электронных схем и изображений с нанометровым разрешением.
Существует оптическая, электронная и рентгеновская литография. Рентгеновская литография представляет собой современную методику, при которой пучок рентгеновских лучей пропускают через специальную заготовку, которая экспонирует мельчайшие детали рисунка на специальную подложку. Оптическую литографию используют, когда появляется необходимость переноса рисунка электронной схемы со специального шаблона на подложку из полупроводника.
Электронная литография — это методика, при которой сфокусированный электронный пучок выделяет необходимые детали схемы или рисунка на специальном светочувствительном элементе.
Литографская печать как предмет коллекционирования
Несмотря на появление всё новых революционных технологий, литография глубоко укоренилась как вид искусства. В эру массового производства, печати жикле сомнительного качества, решение проблем на скорую руку является нормой. Трудоёмкий способ литографской печати в таких условиях немедленно придаёт ценности произведению искусства.
К тому же, следует учитывать уровень известности творца, качество работы, тип использованных чернил, редкость печати и т.д., — и тогда ценность в качестве объекта перепродажи на рынке оказывается значительно выше, чем ожидалось. Конечно, есть множество других способов создания репродукции оригинальной работы, но очень важно понимать, что представленные на рынке изделия литографии не обязательно имеют ограниченный тираж. Острый взор и принятие во внимание всех факторов могут увенчаться успехом.
Авторизованная копия оригинальной работы редко стоит больше оригинальной работы и может стать хорошей отправной точкой для новичка, рассчитывающего собрать свою коллекцию. Последний и не менее важный момент, который необходимо учесть – это уровень вовлеченности художника в процесс. Так, для дифференциации уровней участия самобытного художника был учреждён британский стандарт BS 7876:1996.
Категория «А» означает, что художник создал матрицу и напечатал работу, в то время как Категория «F» и последующие за ней указывают на представителя художника, которого уполномочили создать отпечаток существующего произведения искусства, без дополнительного участия художника. Учитывая всё это, литография, несомненно, является увлекательным и разноречивым явлением, как для деятеля изобразительного искусства, так и для коллекционера.
Литография в современном мире
В прошлом веке при помощи литографии изготавливали картины, печатали черно-белые эстампы на продажу, изготавливали географические карты. Методикой литографии печатали иллюстрации в книгах и методических сборниках.
Являясь специфичным видом тиражированной графики, литография широко применяется и в настоящее время. Данный метод печати, отличающийся легкостью в исполнении, используют современные художники для создания черно-белых изображений. Графические изображения необходимы для иллюстрирования методической литературы, специальных пособий, брошюр и журналов. Впрочем, для создания литографии теперь не нужна бумага для печати. В области нанотехнологий широко задействованы современные разновидности графики, электронная и оптическая литография. Проекционная литография с применением лазерного излучения широко используется для разработок новейшей оптической техники в целях улучшения метрологического оборудования с дальнейшим внедрением его в производство.