лошадь и осел что получится
Отличие мула от лошака
Мул и лошак — отличные вьючные животные, отличающиеся крепкой конституцией и выносливостью. В странах Азии обе помеси широко используются для перевозки грузов и работ в поле, а в США есть даже ассоциация заводчиков мулов.
Мул — это осел конских кровей, полученный путем скрещивания кобылицы и ослика. Его внешний вид больше напоминает лошадь — и размерами, и сложением. Однако голова с длинными ушками, шерсть, голос и форма копыт, а также постановка бедра выдают в нем кровь осла.
Различают два экстерьерных типа:
Упряжной мул может иметь рост в холке до 160 см и весить около 500 — 600 кг. Вьючный подтип немного мельче — около 120 — 140 см в холке и до 400 кг. Содержание мулов и рацион питания не отличается от лошадиного.
Осел и лошадь дали уникальную по своей работоспособности помесь, а невысокая цена сделали этих животных столь популярными в Азии, Африке и Индии.
Всех самцов кастрируют в возрасте одного года, хотя большинство из них не способны к размножению. Самки также редко приносят потомство. Известно лишь несколько случаев, когда самка рождала здоровых жеребят от жеребцов.
Продолжительность жизни мула составляет до 50 лет, а работоспособность сохраняют до 40 лет. Отличаются кротким нравом, умом, привязанностью к хозяину и смелости. Еще одна отличительная черта — удобство и мягкость шага. На животных удобно передвигаться даже на очень большие расстояния, а всадник не будет ощущать усталость от дороги.
Лошак
Осел и лошадь дали еще одну удачную помесь — лошака. Однако в отличие от мула, лошак рождается от ослицы и жеребца. Внешностью лошак больше напоминает ослика — от жеребца он унаследовал лишь крупный рост. Он менее выносливый, чем мул, поэтому его разводят гораздо реже. Однако в прошлые века в Европе лошаки использовались повсеместно — для перевозки грузов, людей, для работы в полях. В одной только Италии в начале прошлого столетия насчитывалось до 2 млн этих животных!
Рост лошака напрямую зависит от размеров ослицы и варьируется от 60 до 150 см в холке.
Самцов почти всегда кастрируют, они хоть и бесплодны от природы, но могут проявлять интерес к самкам. Самки лошаков также бесплодны. Еще одна причина редкости лошаков — сложность спаривания. Осел и лошадь имеют разное число хромосом: 62 и 64 соответственно.
Гибрид лошади и ослика легче получить, если у самца хромосом меньше, чем у самки.
Использование животных
Обе помеси чаще всего используются как вьючные и рабочие животные, однако только этим их деятельность не ограничена.
В некоторых странах мулы используются и в классических видах спорта — выездке, драйвинге, различных шоу. Покорность нрава сделали этих животных очень популярными для езды в дамском седле, а также для детского спорта. В США очень популярны соревнования среди мулов на выносливость — животные должны преодолеть определенную дистанцию с максимально возможным грузом. Учитывается не только сила, но и внешность, правильность экстерьера, послушание.
В конном туризме также начали активно использовать помеси осликов и лошадей. Крепкие копыта и выносливость, бесстрашие, всепроходимость и удобство хода играют важную роль в этой набирающей популярность дисциплине конного спорта.
Животные герои. Глава 3. Лошади, мулы и ослы 4
Мул– это помесь кобылы и осла. В результате скрещивания ослицы с жеребцом получается лошак.
Мул появился рядом с человеком в древнейшие времена,тогда же когда были одомашены лошади и ослы Первое упоминание о мулах содержится в шумерском эпосе о Гильгамеше (около 2000 лет до нашей эры).
Гомер отмечал, что «впервые выдумана помесь осла с лошадью», жителями Малой Азии. Первые мулы, конечно, появились случайно, но человек быстро подметил превосходство гибридов над родителями и занялся их планомерным разведением.
Вскоре мул приобрел широкое распространение не только в Иране и Месопотамии, но и в Египте, Греции и Риме.
В древней Хеттии за мула платили 60 шекелей, в то время как лучшая лошадь для колесниц стоила только 20 шекелей.
Римские легионы на каждые 10 римских легионеров имели одного мула для транспортировки грузов.
В средние века мулы также играли немалую роль в сражениях всех народов где они использовались как вьючные животные и как тягловая сила в обозах.
В битве за Гранаду у испанцев, остановивших тогда экспансию мусульман вглубь Европы, было 14 тысяч мулов. Еще совсем недавно, в XX веке, мулы были незаменимы в горной артиллерии.
В Средневековой Европе, где лошади разводились специально больших размеров для того, чтобы нести тяжеловооруженных рыцарей, мулов для верховой езды предпочитали дворяне и духовенство.
Прелаты Средневековья предпочитали путешествовать на спокойных и исполненных собственного достоинства мулах, оставив пылких горячих коней для благородных рыцарей.
В 1495 г. Христофор Колумб взял с собой несколько кобылиц и ослов для производства мулов для экспедиций конкистадоров вглубь американского континента. Десять лет спустя после завоевания ацтеков судно с кобылицами и ослами прибыло из Кубы для производства мулов в Мексике. Мулицы предпочитались в качестве верховых животных, в то время как мулы переносили грузы. И мулы, и лошаки использовались также на шахтах, добывающих серебро.
В каждом форте Испанской Империи на границах, на каждой плантации был собственный табун мулов.
Англичане широко применяли мулов в своих индийских и африканских колониях для артиллерии и военных обозов.
На Иберийском полуострове Каталония и Андалузия стали центром производства мулов. Экспорт испанских мулов продолжался вплоть до 1813 года. Так, король Испании презентовал Джорджу Вашингтону крупного черного осла в 1785 г. Этот осел, названный «королевским подарком» считается основателем производства мулов в Соединенных Штатах. Мулы часто использовались для перевозки артиллерийских пушек в армии и с помощью них увозили раненых с поля боя. Двадцать мулов, которые перевозили буру из Долины Смерти и других шахт на Западе США стали частью американской истории освоения Запада. В некоторых городах специально строили широкие улицы, которые позволяли развернуться упряжке из мулов.
Китайские мулы. В северо-западном Китае, а также в Манчжурии и Монголии, мулы широко распространены. Их употребляют в качестве упряжных, верховых и вьючных животных и, кроме того, они имеют значительное применение в военном транспорте, особенно в горных местностях. Они получаются при скрещивании крупных местных ослов с кобылами пони или монгольскими кобылицами, как разводящимися па месте, так и доставляемыми в Китай ежегодно большими партиями из Монголии.
Лучшие мулы разводятся в западной части провинции Шаньтун Шаньтунские мулы отличаются большим ростом и силой. Здесь встречаются мулы с высотой в холке более 160 см.
Полного развития шаньтунские мулы достигают к 5—6 годам. Работать на них начинают обычно с З лет, и еще в 26-летнем возрасте они могут продолжать работать. Уход за ними очень примитивный. К корму они крайне невзыскательны.
В горных районах с узкими, опасными, почти непроходимыми тропинками мулы в качестве вьючных животных считаются незаменимыми.
В Россию китайские мулы ввозились для нужд Дальневосточной армии еще во время русско- японской войны, где они применялись в артиллерии, зарекомендовав себя с самой хорошей стороны своей необычайной выносливостью и нетребовательностью к корму и уходу.
Вообще мулы – удивительные животные. Если особенности их экстерьера представляют скорее среднее арифметическое между лошадью и ослом, то в жизнеспособности, здоровье, силе, выносливости они, суммируют лучшие характеристики обоих родителей. В упряжи мулы с живым весом около 400 кг (как у средней лошади) способны проявлять такую же работоспособность, как самые мощные и крупные лошади-тяжеловозы, а лошадей, равных им по росту, они сильнее на 20-25%.
При этом мул довольствуется гораздо меньшим количеством корма, чем лошадь, и вполне способен обходиться без зерна. Подкормка концентратами ему нужна только при очень тяжелой работе. Как правило, этим удивительным животным требуется на треть меньше корма, чем лошадям, выполняющим ту же работу.
Мул сохраняет бодрость духа и продолжает идти вперед, когда лошадь уже падает от усталости, он легче переносит голод, жару, перемену погоды. Здоровье у мулов отменное, часто они оказываются устойчивыми к инфекционным заболеваниям, когда лошади из той же конюшни болеют.
В наследство от осла мулам достаются крепкие ноги с чрезвычайно прочными, высокими, слегка вытянутой формы копытами, практически не требующими ковки. Живут мулы по сорок, а то и шестьдесят лет, сохраняя работоспособность в два-три раза дольше, чем осел и лошадь.
По работоспособности различают два типа мулов — вьючный и упряжной. Высота в холке вьючных животных 110—140 см; упряжных до 160 см. Вьючные мулы весят 300—400 кг; упряжные — 400—600 кг. Тяговое усилие в зависимости от характера работы и индивидуальных особенностей составляет 18—20 % от их веса. Всех мулов-самцов кастрируют в возрасте 1,5—2 лет. К работе начинают приучать с 2 лет; с полной нагрузкой они работают с 4 лет. Методы содержания взрослых животных и молодняка в муловодстве в основном те же, что в коневодстве. Муловодство развито в странах Азии, Африки, юга Европы, Северной и Южной Америки. Мировое поголовье мулов в 1960—65 — 13,8 млн голов, в 1971 — 14,7 млн.
В СССР мулов разводили в Закавказье и Средней Азии. На 1 января 1941 в СССР насчитывалось 6,3 тыс. голов, в 1965 — 3,4 тыс., в 1971 — 3,2 тыс.
Получить хорошего мула не так-то просто: ведь для этого нужно иметь две породы соответствующего качества: конскую и ослиную. Во многих районах Азии мулов получают от мелких аборигенных кобыл и осликов; такие мулы низкорослы и пригодны только для сравнительно легких работ, в основном их используют для перевозки вьюков в горах. В то же время в Иране и Китае есть породы крупных ослов ростом до 145-155 см: от них можно получить уже достаточно крупного упряжного мула. Однако самые крупные и сильные мулы происходят из Испании, Франции и Северной Америки. В этих странах муловодство было поставлено на промышленную основу и велось по самым высоким стандартам. Специально для получения мулов были выведены породы самых крупных и мощных ослов: пуатуская во Франции, каталонская в Испании, маммотская в США. Лучшие представители этих пород достигали роста средней и крупной лошади – 150-160 см. В Пуату, главной муловодческой провинции Франции, для получения мулов даже была выведена специальная порода лошадей – мулазье. Эти рослые мощные лошади с крупными копытами и очень густыми и длинными щетками происходят от тяжеловозов и голландских фризов. От пуатуского осла и кобылы мулазье получают настоящего мула-тяжеловоза, способного везти груз в несколько тонн.
Муловодство было очень актуально еще перед Второй Мировой войной. В 1938 году в Америке было 7,1 миллиона мулов, в Азии – 5,6 миллиона, в Европе – 2,1 миллиона. В Китае на 4 080 тысяч лошадей приходилось 4 666 тысяч мулов, в Испании поголовье мулов вдвое превосходило конское. Сегодня численность как ослов, так и мулов в Европе сильно сократилась – ведь хозяйственная необходимость в них отпала.
На территории Российской империи муловодство было распространено только в Закавказье. Правда, закавказские мулы были мелкие, ростом около 130 см, но в горах они были незаменимыми помощниками. Мулы легко переносили условия высокогорья, на крутых подъемах умели сохранять силы. Если обычный вес вьюка для местного осла составлял 40-50 кг, для лошади – 80-100 кг, то мул мог нести 100-120 кг. Муловодство в Закавказье имеет очень древние традиции, ведь страна мизийцев, где впервые получили помесь осла с лошадью, частично располагалась на территории современной Армении.
В 30-е годы советские ученые, зная все преимущества разведения мулов, решили восполнить этот пробел в народном хозяйстве. Всесторонне и тщательнейшим образом был изучен весь мировой опыт муловодства. Были закуплены породистые ослы: хамаданские в Иране и пуатуские во Франции. Под муловодство были отданы целых семь конных заводов, расположенных в самых разных климатических зонах, от Средней Азии до Рязанской области. На базе новых «мулозаводов» под руководством профессора И.И.Лакозы проводились различные научные исследования.
Мулов и лошаков можно использовать так же, как и лошадей: под седлом, в упряжке, в выездке. Они более выносливы, чем лошади того же размера. А уж в чем мулы точно превосходят лошадей, так это в прыжке. Так мул с ростом в 130 см в холке может взять 180 см! Правда, препятствия берутся не с галопа, а с места, и соревнования эти называются «прыжок охотника за енотами».
. Когда-то американские охотники путешествовали по непролазным лесам в поисках ценной дичи. С собой в качестве вьючных животных они брали мулов. Зная, что на пути могут попадаться препятствия – поваленные деревья или крупные валуны – хозяева заранее напрыгивали своих четвероногих друзей. Не с галопа, конечно (в лесу он бесполезен), а с места. На соревнованиях «охотник» должен провести несколько своих мулов через препятствие. Постепенно планка повышается, и победителем становится тот чьи мулы совершили последний «чистый» прыжок.
Во второй мировой войне мулы использовались в армиях всех воюющих сторон. Особенно много их использовали горные егеря Мулы верно служили в горнострелковых дивизиях на протяжении всей войны, за что заслужили любовь и уважение у солдат. Они честно прошли все театры боевых действий, добросовестно неся на своих спинах все тяжести войны, в прямом смысле этих слов.
Из годового бюджета было выделено 1 млн 620 тыс. турецких лир на покупку животных, которые известны своей выносливостью в условиях голода и отсутствия питья. Армия определила требования к росту животных – не менее 1,3 метра.
В интервью корреспондентам газеты Sabah турецкий эксперт по вопросам безопасности Метин Гюрджан заявил, что военные и партизанские отряды традиционно использовали мулов для транспортировки грузов, а иногда и в качестве мобильных платформ для небольших огневых орудий. «Мулы, которые могут нести на себе груз весом до 200 кг и способны противостоять голоду и жажде, являются важной составляющей военных операций. Они очень преданны и ведут себя спокойно даже в экстремальных ситуациях», – рассказал он.
Мулы используются в наше время широко и в индустрии туризма. Например в США в Гранд Каньоне организуются экскурсии именно на мулах.В скалах мул гораздо безопаснее чем лошадь. Также на территории этого национального парка можно увидеть дорогу « 20-ти мулов», который представляет собой горную историческую дорогу, по которой первопроходцы долины перевозили через Долину Смерти руду, золото, серебро и другие металлы в упряжках из 20-ти мулов с востока на запад Калифорнии.
Впрочем, век мула не кончится – пока существуют осел и лошадь.