Что такое нелинейное мышление

Линейное и нелинейное мышление Мы привыкли мыслить линейно. Что такое лин.

Линейное и нелинейное мышление

Мы привыкли мыслить линейно. Что такое линейное мышление? Это когда мы свои мысли и действия выстраиваем последовательно, друг за другом, это логическое мышление. Самый хороший пример линейного взаимодействия — это книги. Буквы, следуя друг за другом, выстраиваются в слова, слова — в предложения, предложения — в абзацы и т.д.

Перед вами на столе лежит множество предметов. Чтобы описать эти предметы и порядок, в котором они располагаются, понадобится уйма времени. А если еще понадобится описывать порядок их расположения относительно стен комнаты, дома и т.д., можно вообще свихнуться. Но именно так, в большинстве своем, люди взаимодействуют друг с другом, тратя, можно сказать, бездну времени впустую, чтобы что-то описать друг другу. Например, как пройти на такую-то улицу.

У нас существует способность и к нелинейному мышлению. Если вы посмотрите на стол сверху, мгновенно вбирая в себя все названия предметов, которые находятся на нем, и порядок их расположения относительно друг друга и самого стола, это включается нелинейное мышление.

Как можно передать эту информацию другому человеку?

Если вы не можете этого сделать, какие ваши мысли и ограничивающие убеждения мешают вам это сделать?

Помните, когда в разговоре ваш собеседник или вы сами говорили нечто вроде: «Все, можешь не продолжать, все понятно, это слишком долго объяснять»? Помните, как, перекинувшись взглядами с кем-то, вы мгновенно понимали, что происходит, о чем идет речь? Это включились нелинейное мышление и нелинейная передача информации. Значит, вы все-таки можете это делать! Ловите и останавливайте эти мгновения.

Вы не видите, как мыслите не линейно и передаете эту информацию, потому что ваш линейный ум мешает вам увидеть. Постоянно обращайте внимание на моменты, когда вы включаете другое мышление; замечайте, замечайте, замечайте. Например, вы почему-то пошли не обычным путем, а другим и там кого-то встретили; почему-то зашли туда, куда никогда не заходите, и там купили что-то очень нужное; почему-то позвонили человеку, с которым сто лет не общались, а он вам сообщил нечто важное. Все это примеры нелинейного общения с миром в точках, где между нами и миром нет стен, где мы едины с ним.

Обращайте внимание, как дети общаются друг с другом, особенно когда они говорят на разных языках. Проходит несколько минут, и они уже установили контакт и действуют очень слаженно в одной общей игре.

Выработанная годами и десятилетиями привычка думать линейно блокирует нелинейное мышление. Непосредственное восприятие мира и общение с ним как-то и когда-то заменяется точечным и последовательным восприятием. Человечество уже захлебывается в потоке информации, и у нас сейчас есть один-единственный выход: начать осваивать нелинейное мышление и нелинейную передачу информации, тем более что мы этим владеем от рождения.

Мы, каждый из нас, владеем этими способностями изначально, от рождения! Если же говорить более конкретно, то основная наша жизнь проходит в нелинейном мире; основные события происходят в нелинейном мире; основная информация поступает по нелинейным каналам связи; основные решения в жизни мы принимаем, используя нелинейное мышление, потому что там прошлое равно будущему и нам все заранее известно. Вообще, любая система сохраняет свою целостность и не разрушается прежде времени только потому, что прошлое равно будущему.

Обучение нелинейному мышлению и нелинейной передаче информации (а точнее, вспоминание) нужно вводить с первого класса. Тот, кто сделает это первым, опередит в развитии все остальные страны. Поскольку все и всегда находится рядом с нами, тем более уже созданы подобные программы, например, программа обучения приемам скорочтения, где текст усваивается блоками.

Линейное время существует потому, что существует линейное мышление. Именно поэтому мы строго различаем прошлое, настоящее и будущее и последовательность их прихода и ухода. При нелинейном мышлении времени нет, все существует одномоментно. И вместе с тем, время может вести себя как угодно — течь медленнее или быстрее, закручиваться в спирали, возвращаться назад или полностью останавливаться. С этим вы тоже сталкивались, просто дайте себе труд вспомнить свое прошлое.

Постулат «прошлое равно будущему» можно доказать, прибегнув к помощи линейной логики, опираясь, например, на приведенные выше циклы или на описанные в моей третьей книге типы характеров. «Это триви-а-а-льно», — как любил говаривать наш профессор высшей математики. Говорил он это с таким непередаваемым выражением лица и таким тоном, что начисто отметал всяческие вопросы, делая их просто неуместными и даже, извините, неприличными. Нам, студентам, тогда очень понравилось это выражение и тон, которым он его произносил, и мы пользовались каждым удобным случаем, чтобы с его помощью подчеркнуть фундаментальность собственной позиции, на корню пресекая жалкие попытки оппонента что-либо возразить.

Нелинейное мышление не имеет ограничений линейного ума. Здесь отпадает необходимость в бесконечном анализе своих ограничивающих убеждений и составлении для них новых мыслей. Вы заранее все знаете, как надо делать, как должно быть. Доверяйте себе.

Поскольку прошлое равно будущему, причина и следствие также замыкаются в кольцо. И тогда вам уже некого винить в том, что с вами происходит в жизни. Вы становитесь и причиной, и следствием одновременно, то есть вы ответственны за то, что с вами происходит. Спор о том, что раньше появилось, курица или яйцо, теряет свой смысл. Вы одновременно являетесь и собственными родителями, и их ребенком, и ваш ребенок является одновременно и самим собой, и вами, а вы — им.

Поскольку прошлое равно будущему, все и всегда, находится рядом с вами, все, что необходимо для того, чтобы сделать следующий шаг, уже ожидает вас на расстоянии вытянутой руки. Ну, а в линейном времени все, что вам нужно, приходит к вам в строго определенном порядке, чтобы вы не сошли с ума от изобилия вещей.

Поскольку прошлое равно будущему, у вас появлялось и может появиться из вещей только то, что необходимо именно вам для продвижения по Пути. Расслабьтесь и оставьте свою привычку сравнивать себя и свою жизнь с другими. Оставьте в стороне ревность, зависть, подозрительность. Они вам больше не нужны, чтобы строить счастливое будущее. Оставьте в стороне свои страхи, жадность, ложь и обман — они лишь заставляют вас страдать, но от этого ваше продвижение вперед не остановится, как бы вы ни упирались. Вас, как и любого другого человека, неумолимо влечет к конечной точке.

Поскольку прошлое равно будущему, расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью — того, что с вами не должно произойти, ни за что не произойдет. Поэтому принимайте происходящее с должным почтением перед собой прошлым, который создал предпосылки, и перед собой будущим, которому эти ситуации необходимы, чтобы быстрее и кратчайшим путем пройти к единству и гармонии с самим собой и с миром.

Поскольку прошлое равно будущему, вы обречены на успех.

Источник

Линейное и нелинейное мышление

Линейное и нелинейное мышление

Мы привыкли мыслить линейно. Что такое линейное мышление? Это когда мы свои мысли и действия выстраиваем последовательно, друг за другом, это логическое мышление. Самый хороший пример линейного взаимодействия – это книги. Буквы, следуя друг за другом, выстраиваются в слова, слова – в предложения, предложения – в абзацы и т. д.

Перед вами на столе лежит множество предметов. Чтобы описать эти предметы и порядок, в котором они располагаются, понадобится уйма времени. А если ещё понадобится описывать порядок их расположения относительно стен комнаты, дома и т. д., можно вообще свихнуться. Но именно так в большинстве своём люди взаимодействуют друг с другом, тратя, можно сказать, бездну времени впустую, чтобы что-то описать друг другу. Например, как пройти на какую-то улицу.

У нас существует способность и к нелинейному мышлению. Если вы посмотрите на стол сверху, мгновенно вбирая в себя все названия предметов, которые находятся на нём, и порядок их расположения относительно друг друга и самого стола, это включается нелинейное мышление.

Как можно передать эту информацию другому человеку?

Если вы не можете этого сделать, какие ваши мысли и ограничивающие убеждения мешают вам это сделать?

Помните, когда в разговоре ваш собеседник или вы сами говорили нечто вроде: «Всё, можешь не продолжать, всё понятно, это слишком долго объяснять»? Помните, как, перекинувшись взглядами с кем-то, вы мгновенно понимали, что происходит, о чём идёт речь? Это включились нелинейное мышление и нелинейная передача информации. Значит, вы всё-таки можете это делать! Ловите и останавливайте эти мгновения.

Вы не видите, как мыслите нелинейно и передаёте эту информацию, потому что ваш линейный ум мешает вам увидеть. Постоянно обращайте внимание на моменты, когда вы включаете другое мышление; замечайте, замечайте, замечайте. Например, вы почему-то пошли не обычным путём, а другим и там кого-то встретили; почему-то зашли туда, куда никогда не заходите, и там купили что-то очень нужное; почему-то позвонили человеку, с которым сто лет не общались, а он вам сообщил нечто важное. Всё это примеры нелинейного общения с миром в точках, где между нами и миром нет стен, где мы едины с ним.

Обращайте внимание, как дети общаются друг с другом, особенно когда они говорят на разных языках. Проходит несколько минут – и они уже установили контакт и действуют очень слаженно в одной общей игре.

Выработанная годами и десятилетиями привычка думать линейно блокирует нелинейное мышление. Непосредственное восприятие мира и общение с ним как-то и когда-то заменяется точечным и последовательным восприятием. Человечество уже захлёбывается в потоке информации, и у нас сейчас есть один-единственный выход: начать осваивать нелинейное мышление и нелинейную передачу информации, тем более что мы этим владеем от рождения.

Мы, каждый из нас, владеем этими способностями изначально, от рождения! Если же говорить более конкретно, то основная наша жизнь проходит в нелинейном мире; основные события происходят в нелинейном мире; основная информация поступает по нелинейным каналам связи; основные решения в жизни мы принимаем, используя нелинейное мышление, потому что там Прошлое равно Будущему и нам всё заранее известно. Вообще, любая система сохраняет свою целостность и не разрушается прежде времени только потому, что Прошлое равно Будущему.

Обучение нелинейному мышлению и нелинейной передаче информации (а точнее, вспоминание) нужно вводить с первого класса. Тот, кто сделает это первым, опередит в развитии все остальные страны. Поскольку всё и всегда находится рядом с нами, тем более уже созданы подобные программы, например программа обучения приёмам скорочтения, где текст усваивается блоками.

Линейное время существует потому, что существует линейное мышление. Именно поэтому мы строго различаем прошлое, настоящее и будущее и последовательность их прихода и ухода. При нелинейном мышлении времени нет, всё существует одномоментно. И вместе с тем время может вести себя как угодно – течь медленнее или быстрее, закручиваться в спирали, возвращаться назад или полностью останавливаться. С этим вы тоже сталкивались, просто дайте себе труд вспомнить своё прошлое.

Постулат Прошлое равно Будущему можно доказать, прибегнув к помощи линейной логики, опираясь, например, на приведённые выше циклы или на описанные в моей третьей книге типы характеров. «Это триви-а-а-льно», – как любил говаривать наш профессор высшей математики. Говорил он это с таким непередаваемым выражением лица и таким тоном, что начисто отметал всяческие вопросы, делая их просто неуместными и даже, извините, неприличными. Нам, студентам, тогда очень понравилось это выражение и тон, которым он его произносил, и мы пользовались каждым удобным случаем, чтобы с помощью него подчеркнуть фундаментальность собственной позиции, на корню пресекая жалкие попытки оппонента что-либо возразить.

Нелинейное мышление не имеет ограничений линейного ума. Здесь отпадает необходимость в бесконечном анализе своих ограничивающих убеждений и составлении для них новых мыслей. Вы заранее всё знаете, как надо делать, как должно быть. Доверяйте себе.

Поскольку Прошлое равно Будущему, причина и следствие также замыкаются в кольцо. И тогда вам уже некого винить в том, что с вами происходит в жизни. Вы становитесь и причиной и следствием одновременно, то есть вы ответственны за то, что с вами происходит. Спор о том, что раньше появилось – курица или яйцо, – теряет свой смысл. Вы одновременно являетесь и собственными родителями и их ребёнком, и ваш ребёнок является одновременно и самим собой и вами, а вы – им.

Поскольку Прошлое равно Будущему, всё и всегда находится рядом с вами, всё, что необходимо для того, чтобы сделать следующий шаг, уже ожидает вас на расстоянии вытянутой руки. Ну а в линейном времени всё, что вам нужно, приходит к вам в строго определённом порядке, чтобы вы не сошли с ума от изобилия вещей.

Поскольку Прошлое равно Будущему, у вас появлялось и может появиться из вещей только то, что необходимо именно вам для продвижения по Пути. Расслабьтесь и оставьте свою привычку сравнивать себя и свою жизнь с другими. Оставьте в стороне ревность, зависть, подозрительность. Они вам больше не нужны, чтобы строить счастливое будущее. Оставьте в стороне свои страхи, жадность, ложь и обман – они лишь заставляют вас страдать, но от этого ваше продвижение вперёд не остановится, как бы вы ни упирались. Вас, как и любого другого человека, неумолимо влечёт к конечной точке.

Поскольку Прошлое равно Будущему, расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью – того, что с вами не должно произойти, ни за что не произойдёт. Поэтому принимайте происходящее с должным почтением перед собой прошлым, который создал предпосылки, и перед собой будущим, которому эти ситуации необходимы, чтобы быстрее и кратчайшим путём пройти к единству и гармонии с самим собой и с миром.

Поскольку Прошлое равно Будущему, вы обречены на успех.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Дивергентное и конвергентное мышление – что это такое и поддается ли развитию

Что такое нелинейное мышление. Смотреть фото Что такое нелинейное мышление. Смотреть картинку Что такое нелинейное мышление. Картинка про Что такое нелинейное мышление. Фото Что такое нелинейное мышление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!

Наверняка вам вспомнится чья-то история о том, как заядлый троечник в будущем становился богатым и успешным. В психологии выделяется два основных типа мышления, но традиционное школьное образование делает упор только на одном. Сегодня мы поговорим о двух типах, ведь конвергентное и дивергентное мышление – это как две стороны одной медали.

Я расскажу, что это за типы мышления, в чем их различия и поддаются ли они развитию в зрелом возрасте.

Что такое нелинейное мышление. Смотреть фото Что такое нелинейное мышление. Смотреть картинку Что такое нелинейное мышление. Картинка про Что такое нелинейное мышление. Фото Что такое нелинейное мышление

Определения понятий

Долгое время основой мыслительного процесса считали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. В школах и по сей день способность рассуждать логически находится в основе успешного обучения.

Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.

Именно этот тип мы задействовали на уроках алгебры, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.

К середине XX века люди поняли, что в решении сложных нестандартных задач логика нередко оказывается бессильна. Причина в линейности и однонаправленности такого типа мышления. Зато подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Дело было в ином типе мыслительных процессов.

Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.

Первым, кто начал заниматься исследованием логического и творческого мышления и дал им названия дивергентного и конвергентного, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.

В чем разница

Чтобы нагляднее показать вам различия этих двух типов мышления, я тезисно перечислю характеристики каждого из них.

Итак, конвергентное, или логическое мышление, предполагает фокусировку человека на одном главном решении проблемы и ищет только один ответ. Базируется на фактах, аргументах. Если оно не находит тот самый единственный путь, то делает вывод, что задача нерешаемая.

Если логическое идет по проторенной, более короткой и надежной дороге, то к дивергентному мышлению это не относится, ведь оно открывает новые неизведанные тропинки. Именно там можно случайно найти что-то необычное и уникальное.

Но можно ли говорить о том, что дивергентное мышление лучше конвергентного или о том, что они являются взаимоисключающими? Разумеется, нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, в человеке могут легко уживаться оба типа. Просто логике нас целенаправленно учат 10 лет, а творческое восприятие зачастую приходится развивать самому.

Основные черты дивергентного мышления

В психологии выделяют четыре основных свойства мышления по дивергентному типу:

В педагогике также выделяют еще одну особенность дивергентного мышления – способность к самостоятельному обучению и развитию посредством интуитивного чувствования.

Диагностика и оценка

Автор концепции линейного и нелинейного типов мышления Джой Гилфорд разработал комплекс диагностических тестов, которые позволяют обнаружить и оценить уровень дивергентности мышления человека.

Эта методика оценивает 4 составляющие креативности:

Всего в методике Гилфорда содержится 14 тестов с самыми разными заданиями. Но ввиду своей сложности широкую популярность среди психологов они не получили.

Позже эти тесты были доработаны другим американским психологом Элисом Полом Торренсом. Он пересмотрел критерии оценки и адаптировал их под разные возрастные категории. В результате методики Торренса стали более понятными и превратились в доступный инструмент выявления творческого потенциала.

Самый известный оптимизированный тест представляет собой 10 простых абстрактных рисунков, которые нужно завершить до осмысленных изображений, а также присвоить им названия. Результаты оцениваются по 4 критериям:

У Торренса есть и другие методики, например, звуковые и вербальные. Но тест с рисунками нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов, занимающихся профотбором сотрудников.

Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление

Наиболее развитым дивергентным мышлением наделены дети. Их разум открыт для всего нового, ими не управляют догмы и предрассудки, у них богатое воображение и большое желание учиться и развиваться.

Позже нашу детскую креативность “запихивают” в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что балом правит логика, а творчество зачастую не приносит успеха. Так в нас погибает творец и рождается мыслительная машина.

Но далеко не только образование и социум мешают развитию в нас дивергентности. Рассмотрим, что относится к факторам, которые тормозят скорость и эффективность воспитания нелинейного мышления:

Как развить

Как уже выяснили, все мы рождаемся креативными. Штампы и сухие подходы закладываются в нас позже. И чем более зрелым становится возраст, тем сложнее дается любое обучение. В стремлении развить дивергентное мышление многим придется формировать навыки буквально с нуля и будить то, что было глубоко закопано в подсознании и забыто.

Исходя из наличия факторов, перечисленных в предыдущем разделе, степень угнетения дивергентности у каждого своя, а потому и усилия для перехода к новому типу мышления будут у всех разными.

Вот основные способы развития:

Заключение

Мы с вами выяснили, что такое дивергентное мышление и чем оно отличается от конвергентного.

Человеку для достижения успехов важны оба типа. А потому нельзя сказать, что лучше быть творческим, чем логически развитым. Для наилучших результатов и достижения целей должны гармонично взаимодействовать оба типа мышления.

А на ваш взгляд, какой тип более полезен? Поделитесь в комментариях.

Напоследок оставлю ссылки на статьи, которые могут быть вам полезны:

Источник

НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ» в других словарях:

Экобионика — Экобионика[1][2] (от др. греч. οίκος+βίον «дом+элемент жизни») прикладная наука, представляющая собой один из разделов бионики[3] и основанная на концепции техники как части развивающейся биосферы. В экобионике технологическое… … Википедия

Василькова, Валерия Валентиновна — Валерия Валентиновна Василькова Valeria Vasilkova Дата рождения: 27 декабря Место рождения: Новосибирск, СССР Страна … Википедия

АТТРАКТОР — структура (функция), задающая (определяющая) устойчивое состояние любой системы. (См. синергетика, нелинейное мышление) … Философия науки: Словарь основных терминов

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — философско научная концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить се… … Философия науки: Словарь основных терминов

НЕЛИНЕЙНАЯ НАУКА — научное направление, исследующее процессы в открытых нелинейных сферах. Нелинейная наука включает в себя комплекс близко родственных смежных научных дисциплин: термодинамику необратимых процессов (И. Пригожин), теорию катастроф (Р. Томз, В.И.… … Философия науки: Словарь основных терминов

СИНЕРГЕТИКА — одна из фундаментальных теорий современной постнеклассичсской науки, изучающая поведение сложных нелинейных систем. Создателями синергетики являются И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и др. Синергетику часто определяют как науку о самоорганизации … Философия науки: Словарь основных терминов

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — категория философской онтологии, введенная в научный оборот французским философом А. Бергсоном. Означает взгляд на всеобщую эволюцию органической неорганической природы и человека как на процесс, не только включающий в себя случайность как свою… … Философия науки: Словарь основных терминов

СИНЕРГЕТИКА — новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление (открытое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для выявления общих закономерностей самоорганизации … Тематический философский словарь

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

ПРИНЦИПЫ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА — Поэзия и проза разные искусства. Если поэзию действительно можно назвать искусством слова, то проза скорее это искусство предложения (см. ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА). Слово более гибко, поэтому философия слова на протяжении века изменялась много раз: своя … Энциклопедия культурологии

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Цитатник

СКАЗКА «ТРИ ПОРОСЕНКА». БУМАЖНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР 1. 2. 3. 4. 5. 6.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6.

БОЛЬШОЙ логопедический УЧЕБНИК с заданиями и упражнениями ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ БОЛЬШАЯ КНИГА за.

САМЫЙ ГРАНДИОЗНЫЙ СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК * ГЛАВНОЕ НЕ ГДЕ ИСКАТЬ А ЧТО ИСКАТЬ ГЛАВНОЕ Н.

Эволюция зубной пасты Еще в Древнем Египте люди начали ухаживат.

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Два типа мышления. Линейное и нелинейное мышление.

С огромным удовольствием читаю статьи этого замечательного человека. Интуитивно чувствуя важность изложенной им информации, пытаюсь понять её суть. Не скрою, трудно и, вместе с тем, очень интересно. Для таких же, как и я ГУМАНИТАРИЕВ, читающих его статьи, создаю этот пост.

В 1981 году доктору Роджеру Спири была присуждена Нобелевская премия за исследования по специализации правого и левого полушарий мозга. В соответствии с его теорией в левом полушарии происходят процессы, которые можно охарактеризовать, как линейное и последовательное мышление, в то время как в правом происходят процессы целостного восприятия. Давайте рассмотрим это более подробно с помощью таблицы.

Левое полушарие:
1 Линейные процессы.
2 Проявление мужского начала (янь).
3 Соответствует последовательному движению электрона в пространстве.
4 Поступки на основе логического обоснования.
5 Умение планировать, активная реализация плана.
6 Поиск взаимосвязей.
7 Интеллектуальное мышление.
8 Детализация (деревья).
9 Состояние определенности: будущее предсказуемо, так как есть связь между причиной и следствием.
10 Последовательный перебор вариантов в поисках нужного.

Правое полушарие
1 Нелинейные процессы.
2 Проявление женского начала (инь).
3 Соответствует состоянию суперпозиции, охватывающему все пространства.
4 Спонтанные, интуитивные поступки.
5 Следование потоку и доверие процессу жизни.
6 Отсутствие видимой связи между причиной и следствием.
7 Чувственное, эмоциональное восприятие.
8 Общий вид (лес).
9 Состояние неопределенности: будущее неизвестно.
10 Одновременный взгляд на все варианты, выбор нужного сразу.

О наличии двух типов мышления знали все великие мистические традиции мира. Величайшая заслуга доктора Спири в том, что он переосмыслил это с точки зрения современной науки, чем открыл шлюз для серьезных научных исследований в этом направлении. Более поздние исследования показали, что такого четкого разделения функций между правым и левым полушарием нет, особенно у левшей и разноруких. Но что всегда неизменно подтверждалось – это наличие двух типов мышления. Ныне их принято называть линейным и нелинейным мышлением. К слову сказать, существование двух типов мышления объясняет, почему мужчинам и женщинам следовало бы больше сотрудничать в семье, используя свои различия, как при творении детей. Тогда они смогут эффективно творить и новую реальность. Вместо этого мы видим ссоры из-за того, что каждый хочет исправить мышление своего супруга в соответствии со своим пониманием. Это печально, ведь если бы Бог хотел создать мужчин и женщин одинаковыми, он бы создал их гермафродитами.

Труд, самодисциплина, планирование и просчет вариантов являются инструментами линейного мышления. Интуиция, «чутье», умение поймать мимолетный миг шанса, кураж, доверие течению, умение не беспокоиться о будущем – инструменты нелинейного мышления. Управление реальностью возможно только при гармоничном сочетании и одновременном использовании этих подходов. Наиболее сложно точно выбрать время, место и силу приложения какого-либо из инструментов. Сделать выбор – это найти моменты перехода от одного образа действий к другому, определить для каждого из инструментов точные периоды влияния. Советовать легко, но в жизни случаются ситуации, когда только страстное желание, тяжелый повседневный труд или усилия воли помогут достичь цели, а иногда они только помешают. Правильный выбор – это тонкий механизм, в котором задействован и точный расчет, и интуиция. Интуиция – знание за пределами логики, проводник бессознательного. Выбор – это всегда лезвие бритвы – тончайшая линия между двумя неверными крайностями. Иногда переход бывает довольно драматичным:

«Я утверждал, что воля моя будет победительницей, но к чему я стремился, свершилось тогда, когда воля моя была сломлена». Так что слабость, или точнее гибкость, иногда важнее воли, а с другой стороны, без начального напряжения воли тоже ничего бы не было. Разве не лезвие бритвы видим мы в русской пословице: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барышей не нажить». Чем точнее наш выбор, тем искуснее наше мастерство в управлении реальностью, и тем чаще исполняются наши желания.

Когда-то в одном небольшом городке жил известный вор. В лицо его почти никто не знал, но легенды о его мастерстве и неуловимости ходили далеко за пределами городка. Заработав с помощью своего, прямо скажем, нечестного ремесла приличное состояние, он отошел от дел, чтобы мирно и в достатке доживать свои дни. Но однажды к нему пришел его любимый внук и попросил обучить всем тонкостям воровского дела, чтобы он мог продолжить славную династию. А если дед откажется (что тот и собирался сделать), то он найдет другого учителя, но от своего намерения стать знаменитым вором не отречется. Ничего не поделаешь, старому вору пришлось согласиться. Он предупредил внука, что через несколько дней они пойдут на его первое дело. Настало время, они вышли из дома, тайком достигли другого города и, когда стемнело, используя все необходимые уловки и предосторожности, пробрались в один очень богатый дом. В середине ночи, когда они ворошили очередной сундук, старый вор внезапно поднял сильный шум и мгновенно скрылся. Юноша остался один, по дому забегали слуги; зажгли свет. Обижаться на деда было недосуг, следовало спасаться. Сначала ему пришлось спрятаться в сундук, откуда только по слуху он мог определить, что происходит в доме. Он догадался выбрать сундук с самым старым тряпьем, и именно этот сундук и не стали проверять, так как всех в первую очередь интересовало, не пропало ли что-нибудь ценное. Через некоторое время он попытался выбраться, но оказалось, что один из домочадцев ушел недалеко и услышал шорох. Тогда молодому вору пришлось замяукать, как кошка, и спрятаться за портьерой. Простояв там почти час не шелохнувшись, он выглянул в окно в надежде через него убежать, но обнаружил, что у каждого окна стоят люди, видимо, рассчитывая, что если воры остались в доме, то им не удастся выбраться через окна. Юноша начал пробираться к дверям. Тут ему повезло – единственный коридор, ведущий к выходу из дома, был пуст, зато слуги охраняли все подходы к дому на улице. Нечего было и думать о том, чтобы проскользнуть незамеченным. Тогда он решил рискнуть и сделать ставку на внезапность и стремительность, ибо приближался рассвет, и дальнейшее ожидание не принесло бы ничего хорошего. Выбрав подходящий, как ему казалось, момент, а больше рассчитывая на удачу, он стремительным броском бросился на свободу. Пока ошеломленная прислуга соображала, что произошло, он успел проскочить опасное место. Теперь помочь могли только быстрые ноги и выносливость.

Однако, один из слуг был также силен в длительном беге. Жильцы дома подняли всю округу, чтобы устроить облаву, а тот слуга продолжал преследовать начинающего вора, которому удалось оторваться от него и спрятаться в расселине, откуда был только один выход. И у этого выхода его ждал преследователь. Поразмышляв, молодой человек понял, что если он здесь останется, то рано или поздно его обнаружат и поймают. Ему ничего не оставалось, как вступить в борьбу и, пока еще не поздно, очистить себе путь. Со всей яростью загнанного в угол зверя бросился юный вор на преследователя, который выглядел явно сильнее его, и ценой невероятных усилий и длительной борьбы, когда казалось, что силы уже были на исходе, последним отчаянным броском сбросил противника с обрыва в реку и побрел чуть живой в сторону дома. Только спустя несколько дней он, наконец, добрался до родного дома, где его встретил дед. «Ты здесь, – сказал он. – Значит, ты будешь знаменитым вором!»

Давайте разберем эту притчу с точки зрения управления реальностью. У молодого человека была цель – выбраться из западни. Причем он обладал по-настоящему страстным желанием, если учитывать последствия, которые его ожидали в случае поимки. Слов нет, мотивация была хорошая. Но он не шел напролом, несмотря на страстное желание. Он применял, в зависимости от момента, необходимые линейные инструменты. В один момент прятался, в другой – убегал, иногда ожидал, просчитывал и наблюдал, когда надо – боролся изо всех сил. Все в свое время. Однако, как и в жизни, он не мог рассчитать всего, поэтому в некоторых случаях ему приходилось рисковать, то есть доверяться нелинейному мышлению. Риск заключался даже в том, что он мог выбрать другое, менее удачное время, когда вылезать из сундука или, когда переходить от ожидания к действию. Его бессознательное благодаря неистовому желанию помогало ему, что внешне можно рассматривать как удачу, а его дед считал талантом к воровскому делу. А мы приводим его в качестве примера гармоничного сочетания двух типов мышления, которое обеспечивает человеку успех в любом виде деятельности. Когда такого сочетания нет, то «не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, не у разумных – богатство и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени». (Екклесиаст 9:11). Если мы теперь будем знакомиться с историями успеха, то сможем понять многие противоречия. Один человек считал, что разбогател потому, что экономил каждый цент, другой, наоборот, никогда не жалел денег и тоже стал богат. Один просчитывал все действия на много шагов вперед, другой просто много молился, и оба преуспели. Одному помогала вечная неудовлетворенность, другой убеждал, что только беззаботность и психологическая расслабленность привлекут удачу и успех. Теперь мы поймем почему Наполеон противоречил сам себе, когда говорил: «Битвы выигрываются только тогда, когда они тщательно подготовлены» и «Бывают ситуации, из которых можно выйти, только совершив ошибку». Надо лишь выбрать правильное время для применения нужных инструментов.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить» Иммануил Кант

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *