какие сословия были на руси
Сословия в России
Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.
Когда появились сословия
Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.
С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.
Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.
Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.
Сословия, их права и обязанности
Сословие
Внутрисословные группы
Права и привилегии
Обязанности
Дворянство
Потомственные и личные.
– Владение населенными землями.
– Освобождение от налогов.
– Освобождение от земских повинностей.
– Освобождение от телесных наказаний.
– Освобождение от обязательной службы.
– Поступление на госслужбу и получение образования.
Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.
Без особых обязанностей.
Духовенство
Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.
Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.
Были обязаны проповедовать Слово Божие.
Почетные граждане
Потомственные и личные.
Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.
Без особых обязанностей.
Купечество
Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.
Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.
Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.
Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.
Казачество
Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.
Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.
Мещанство
Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.
Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.
Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.
Крестьянство
Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).
Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.
Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.
Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.
Сословия Московской Руси
На Руси, как и в других феодальных государствах, существовали различные сословия. Многие начали формироваться уже давно, а их права и обязанности менялись со временем.
Царь был самодержцем. Сначала это слово означало независимость — от татарских ханов, от константинопольского патриарха. А в XVII в. самодержавие было уже абсолютной властью в Русском централизованном государстве.
Тех, кто находился на государственной службе, называли служилыми людьми. Служилыми были и бояре, и дворяне, и простые воины, и чиновники — дьяки и подьячие.
Бояре были высшей знатью на Руси. Они владели землей — вотчиной, которую издавна передавали по наследству, от отца к сыну. И на этой земле они оставались полновластными хозяевами. Большинство из них — потомки князей, некогда правивших городами. Но в XVII в. боярство — это высший чин служилых людей по отечеству, то есть по наследству. Они были воеводами, командовали гарнизонами крепостей. Разные люди встречались среди бояр — отважные герои, талантливые полководцы, жестокие господа для крепостных, интриганы, боровшиеся за власть.
Государственные чиновники — дьяки и подьячие — обычно не имели титулов. Дьяки руководили учреждениями: небольшими — «съезжими избами» и крупными — приказами. Приказы напоминали современные министерства. Среди дьяков были очень могущественные люди, влиявшие на государственную политику. Подьячие — младшие чиновники — вели всю бумажную работу. От них зависело благополучие простых людей, и поэтому взятки здесь были обычным делом. Однако все чиновники получали жалование хлебом, деньгами, а иногда и землей.
Купцы были свободными людьми, жили в городах имели собственные дома и дворы. Самых успешных, богатых купцов, оказавших услуги государству, царь жаловал именем гостя. Гости не только могли свободно выезжать за границу, торговать с другими странами и пользоваться немалыми привилегиями, но и выполняли множество обязанностей, например закупали товары для нужд казны.
Церковь на Руси всегда пользовалась огромным влиянием. Московский патриарх обладал немалой властью. Священники были служителями Бога на земле.
Высшее духовенство, особенно служители московских соборов, жили в роскоши, носили богатые одеяния, украшенные золотом, имели множество слуг. Монастыри владели земельными угодьями, где работали крепостные крестьяне. Но простые деревенские священники зачастую были бедны и должны были платить подати, как и крестьяне.
Посадские люди занимались ремеслом и торговлей. Они считались свободными, по с 1652 г. им запрещали переходить из одного посада в другой. Среди них было немало искусных мастеров и мастериц — и кузнецов, и резчиков, и художников, и золотошвеек, и кружевниц. Все они должны были платить тягло — государственную подать.
Крепостные крестьяне не имели прав, кроме одного: в XVI в. они могли перейти к другому хозяину в Юрьев день, осенью, когда заканчивались полевые работы. Бегство было преступлением. Но у крестьянина оставалась надежда — если его не найдут и не схватят в «урочные лета», то он становится свободным. «Урочных лет», разрешенных для розыска, сначала было пять. Потом срок увеличили до 15 лет, а выход в Юрьев день отменили. В 1649 г. крестьян окончательно прикрепили к земле — теперь время поиска стало бессрочным. Поэтому крепостные в отчаянии часто бежали к казакам или в леса — к разбойникам и становились гулящими людьми. И только черносошные крестьяне, жившие в Поморье и в Сибири, оставались свободными, но платили большую подать.
Какие сословия были на руси
Сословиями называют социальные группы, которые обладают определенными правами и обязанностями. Они закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. Сословная структура появилась в России в XVI веке, когда русские земли объединились вокруг Московского княжества. В новой иерархии отразился род занятий, а также прежнее феодальное имущественное и служебное положение. Однако в первое время сословий было слишком много, между ними не было четких границ.
В 1649 году князь Никита Одоевский юридически закрепил семь основных сословий, прописал их права и обязанности в Соборном уложении. Служилые люди «по отечеству» — бояре и дворяне — получали землю с крестьянами по наследству или за военную службу. Служилые люди «по прибору» — стрельцы, пушкари, казаки — получали за службу денежное жалованье, могли заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Все они не платили налоги. Духовенство находилось под особой защитой государства, не могло торговать, молилось за благополучие царя и народа и было освобождено от некоторых выплат. Купцы объединялись в гильдии, выезжали за границу и торговали, не платили часть налогов, но служили на пользу государства: руководили таможнями, оценивали товары и хранили казенные ценности. Торговцы и ремесленники прикреплялись к определенному городу и имели обязательные денежные повинности. Крестьяне занимались сельским хозяйством, не могли сходить с земли, к которой были привязаны — у них были самые большие налоги. Они либо жили на государственной земле и обеспечивали служилых людей и духовенство, либо принадлежали монастырям, помещикам или царю. Холопы не имели собственного хозяйства и служили конюхами, сапожниками, поварами, портными.
Юридический термин «сословие» появился в России только в ХVIII веке. Тогда Петр I ликвидировал боярство: все представители высшего сословия стали дворянами и должны были служить на гражданских или военных должностях. Они были основой государства, опорой монарха и самым образованным слоем общества. Также император создал Табель о рангах: теперь каждый свободный человек мог постепенно получать чины на гражданской и военной службе и в итоге стать дворянином. Так в России, в отличие от западно-европейской системы, было можно перейти из одной группы в другую.
В дальнейшем правители проводили разные реформы, которые несколько меняли права и обязанности сословий. Например, закрепощали крестьян или, наоборот, позволяли им становиться свободными, получать образование. Сословная структура общества существовала в России до Октябрьской революции 1917 года. Ее отменили Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Сословиями называют социальные группы, которые обладают определенными правами и обязанностями. Они закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. Сословная структура появилась в России в XVI веке, когда русские земли объединились вокруг Московского княжества. В новой иерархии отразился род занятий, а также прежнее феодальное имущественное и служебное положение. Однако в первое время сословий было слишком много, между ними не было четких границ.
В 1649 году князь Никита Одоевский юридически закрепил семь основных сословий, прописал их права и обязанности в Соборном уложении. Служилые люди «по отечеству» — бояре и дворяне — получали землю с крестьянами по наследству или за военную службу. Служилые люди «по прибору» — стрельцы, пушкари, казаки — получали за службу денежное жалованье, могли заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Все они не платили налоги. Духовенство находилось под особой защитой государства, не могло торговать, молилось за благополучие царя и народа и было освобождено от некоторых выплат. Купцы объединялись в гильдии, выезжали за границу и торговали, не платили часть налогов, но служили на пользу государства: руководили таможнями, оценивали товары и хранили казенные ценности. Торговцы и ремесленники прикреплялись к определенному городу и имели обязательные денежные повинности. Крестьяне занимались сельским хозяйством, не могли сходить с земли, к которой были привязаны — у них были самые большие налоги. Они либо жили на государственной земле и обеспечивали служилых людей и духовенство, либо принадлежали монастырям, помещикам или царю. Холопы не имели собственного хозяйства и служили конюхами, сапожниками, поварами, портными.
Юридический термин «сословие» появился в России только в ХVIII веке. Тогда Петр I ликвидировал боярство: все представители высшего сословия стали дворянами и должны были служить на гражданских или военных должностях. Они были основой государства, опорой монарха и самым образованным слоем общества. Также император создал Табель о рангах: теперь каждый свободный человек мог постепенно получать чины на гражданской и военной службе и в итоге стать дворянином. Так в России, в отличие от западно-европейской системы, было можно перейти из одной группы в другую.
В дальнейшем правители проводили разные реформы, которые несколько меняли права и обязанности сословий. Например, закрепощали крестьян или, наоборот, позволяли им становиться свободными, получать образование. Сословная структура общества существовала в России до Октябрьской революции 1917 года. Ее отменили Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Новое в блогах
СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Сословия в Российской империи.
(Историческая справка).
В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:
дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.
Городское население в свою очередь делилось на пять групп:
почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму
Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).
Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.
Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.
Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).
Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.
После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.
Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.
Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.
Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.
Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.
Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.
Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.
Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.
В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция(архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.
Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.
Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.
Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.
Какие сословия были на руси
СОСЛОВИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
До революции в России официальным было сословное деление населения.
Оно подразделялось на два основных сословия:
— податных (крестьяне, мещане);
-неподатных (дворянство, духовенство).
Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права, закрепленные законодательством. Они гарантировались лишь тогда, когда сословия выполняли определенные повинности, например, выращивали хлеб или занимались промыслами.
Аппарат чиновников регулировал отношения между сословиями и определял их «повинность». Таким образом, сословная система была неотделима от государственной.
Поэтому можем определить СОСЛОВИЯ как СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ГРУППЫ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ОБЪЁМОМ ПРАВ и ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГОСУДАРСТВУ.
Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов человек, распределялось на следующие сословия: дворяне— 1,5% всего населения, духовенство— 0,5%, купцы— 0,3%, мещане— 10,6%, крестьяне — 77,1%, казаки — 2,3%.
Податные сословия:
МЕЩАНЕ
ЦЕХОВЫЕ РЕМЕСЛЕННИКИ
КРЕСТЬЯНСТВО: государственные,экономические,приписные, черносошные, ясачные,ямщики, помещичьи, солдаты и их дети.
В дальнейшим мы рассмотрим каждое сословие отдельно.
Термины. СОСЛОВИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. КРЕСТЬЯНСТВО.
Самое многочисленное сословие в дореволюционной России. Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать, и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий:
С развитием экономики появились
— ПОССЕСИОННЫЕ (ПРИПИСНЫЕ крестьяне), приписанные к определённым заводам;
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Они продолжали платить подушную подать, её отменили только в начале XX века. Только в 1906 г. крестьяне получили право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю.